Битумная мастика для трубопроводов


Битумная мастика для труб: особенности и преимущества защитного покрытия

Битумная мастика — современный материал, с помощью которого выполняют гидроизоляцию труб и металлоконструкций. В зависимости от особенностей изготовления может иметь пастообразную либо жидкую форму, выпускается в виде клеевой массы.

Большинство видов мастик универсальны в применении и сходны по своему составу. Основа формулы — нефтяной битум. Для придания особых свойств к массе добавляют минеральный наполнитель, полимеры и пластификаторы.

Какие виды мастики используют для труб?

Для гидроизоляции труб подходят несколько видов составов, но чаще всего используют следующие мастики.

  • Битумно-полимерная. Представляет собой композицию из множества компонентов, для изготовления которой широко используют нефтяные битумы и термоэластопласт. Материал такого типа нашел применение в капитальном ремонте газо- и нефтепроводов. Метод использования — нанесение защитного мастичного слоя. Температура транспортируемых сред внутри труб не должна превышать 35 градусов Цельсия, чтобы мастика не теряла своих свойств.
  • Битумно-резиновая. Имеет в составе синтетический каучук, мелкофракционную крошку резины, смоляные кислоты, а также различные целевые добавки для улучшения эксплуатационных характеристик. Материал обладает высокой эластичностью, выдерживает перепады температур в диапазоне от -30 до 130 градусов Цельсия. Мастика такого типа надежно защищает трубы от негативного воздействия факторов внешней среды, атмосферной и почвенной коррозии металла.

Битумная мастика для труб наносится вручную или механически с помощью специальных устройств.

Преимущества битумной мастики

Битумная мастика для современных трубопроводов обладает множеством полезных свойств. Главные из них — это:

  • эластичность и достаточно высокая способность к растягиванию,
  • способность восстанавливаться,
  • хорошая термоустойчивость,
  • долгий срок службы,
  • отсутствие швов на покрытии,
  • простота нанесения.

Эти особенности мастики обеспечивают высокое качество гидроизоляции труб, поэтому материал остается востребованным всегда.

Реализация труб с защитным покрытием и услуги изоляции

ООО «Антикор Полимер» реализует трубы с высококачественным защитным покрытием напрямую со склада, а также оказывает услуги изоляции на заказ. Для создания надежной антикоррозийной защиты может использоваться лента Полилен 40-ЛИ-45. Она подходит для газо-, водо- и нефтепроводов и обеспечивает:

  • высокую прочность,
  • устойчивость к колебаниям температур,
  • низкие показатели водопоглощения,
  • сохранение защитных свойств надолго даже при эксплуатации труб в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Чтобы воспользоваться выгодным предложением, оставьте заявку на сайте или позвоните по указанному номеру телефона. Специалисты предоставят подробную информацию и ответят на интересующие вопросы об условиях сотрудничества.

antikorpolimer.ru

13. Приготовление битумной мастики для гидроизоляционных работ. Обмазочная гидроизоляция труб.

Битумная мастика для гидроизоляции труб должна при­готовляться с применением нефтяного битума и других имею­щих паспорта материалов, дозируемых по массе в требуемых соотношениях применительно к составу для соответст­вующей климатической зоны.

Приготавливать битумную мастику следует в битумоварочном зак­рытом котле-смесителе. Котел-смеси­тель должен обеспечить: плавление, обезвоживание битума, его нагрев до 160-170°С, а также смешивание с вводимыми в мастику добавками индуст­риального масла и порошкообразного наполнителя.

Технология приготовления битумной мастики должна включать:

1 – Измельчение нефтяного битума на куски размером 10-12 см;

2 – Дозировку битума в количествах, требуемых для заполнения котла на 3/4 его высоты

3 – загрузку котла битумом на 1/3 его высоты

4 – нагрев котла с указанным количеством битума и его обезвоживание

5 – загрузку в расплавленный, обезвоженный битум остального дозиро­ванного его количества;

6 – форсированный нагрев обезвоженного битума до рабочей температу­ры

7 – дозировку пластифицирующей добавки индустриального масла и за­ливку его при вращающихся лопастях в котел-смеситель

8 – высушивание на электроплите с нагревом до 170°С наполнителя ас­беста № 7 (в необходимом случае) и дозировку его в количестве, требуе­мом на одну загрузку;

9 – загрузку в котел при вращающихся лопастях необходимого количества указанного наполнителя.

Битумная мастика, нагретая до температуры 170 °С, считается готовой, если она однородная и имеет сме­танообразную консистенцию, а на ее поверхности отсутствует пена. Приготовленную готовую битумную мастику транспортируют на тележках к месту гидроизоляционных работ. Летом транспортировку мастики осуществляют в металлических расходных бачках, вмес­тимостью до 25 л, а зимой - в термосах, напол­ненных на 3/4 их высоты. Бачки и термосы должны иметь откидные, плотно закрывающиеся крышки и две ручки.

Приготовленную битумную мастику следует наносить на изолируе­мую поверхность тонкой струей черпаком, перемещаемым в направлении ширины армирующего полотна, или ковшом, раз­равнивая нанесенный слой гребком на участке поверхности дли­ной не более 0,5 м. Наклеиваемое полотно следует тут же прижимать деревянным шпа­телем или прикатывать катком массой от 80 до 100 кг с мягкой обкладкой.

14. Обратная засыпка трубы грунтом.

Труба должна быть засыпана не позже чем через трое суток после окончания работ по нанесению дополнительного защитного покрытия.

Засыпку труб следует вести с опережением возведения земляного полотна. Необходимость оставления в насыпях прогалов для строительства труб должна быть обоснована проектом, при этом ширину прогала (в свету) по низу следует назначать из расчета обеспечения расстояния между основанием откоса насыпи и стенкой трубы на уровне горизонтального диаметра не менее 4 м.

Рисунок 15 – Схема засыпки и уплотнения грунта наклонными слоями

Процесс устройства грунтовой призмы у трубы должен включать следующие виды работ:

1 – транспортировку грунта из карьера или резерва к трубе автосамосвалами или скреперами;

2 – разравнивание грунта бульдозером слоями заданной толщины;

3 – послойное уплотнение грунта грунтоуплотняющими машинами, а в непосредственной близости от трубы - ручными механизированными трамбовками;

4 – штыковку грунта в гофрах трубы;

5 – контроль плотности засыпки согласно.

Для уплотнения грунта в удалении более 1 м от стенки трубы в уровне ее горизонтального диаметра могут применяться все грунтоуплотняющие средства, использующиеся при уплотнении дорожных насыпей.

Засыпать трубы следует наклонными от трубы слоями (уклон не круче 1: 5), толщина которых назначается в зависимости от грунтоуплотняющих средств (рисунок 6.1):

1 – 0,3-0,6 м - при применении грунтоуплотняющих машин виброударного действия для стесненных условий с одним или двумя рабочими органами и дизель-трамбовочной машиной УМТС-2;

2 – 0,2 м - при использовании пневмокатков массой 25-30 т (Д-551 и др.);

3 – 0,15 м - при применении ручных электротрамбовок типа ИЭ-4505 или ИЭ-4502.

Особое внимание следует уделять уплотнению грунта у стенок трубы и в гофрах. При этом электротрамбовки следует располагать на расстоянии 5 см от гребней гофров.

Отсыпку грунта следует производить с разворотом самосвала перед трубой и подачей его для разгрузки задним ходом вдоль оси насыпи (рисунок 16, а) или же с кольцевым движением самосвалов и скреперов с въездом и съездом со стороны откосов насыпи (рисунок 6.2, б). Вторую схему целесообразно применять в случае засыпки труб в прогалах.

Рисунок 16 – Схемы движения автосамосвалов в процессе отсыпки грунта

Для засыпки труб в прогалах можно использовать бульдозеры, перемещая ими грунт, специально доставленный для этой цели и уложенный с обеих сторон трубы на насыпи.

Отсыпку грунта слоями во всех случаях необходимо начинать от трубы по всей ее длине.

Засыпать трубы необходимо послойно в такой последовательности. Грунт укладывают одновременно с обеих сторон трубы и разравнивают бульдозером. После уплотнения слоя грунта с одной стороны трубы производят отсыпку второго слоя, а с другой стороны - уплотнение грунта. В таком же порядке осуществляются отсыпка и уплотнение всех последующих слоев до верха трубы.

Уплотнение каждого слоя грунта, если оно производится при движении машин вдоль трубы, следует начинать с удаленных от нее участков и с каждым последующим проходом приближаться к стенкам трубы. Уплотнение грунта непосредственно у трубы допускается только тогда, когда с противоположной ее стороны уже отсыпан слой грунта этого же горизонта по всей длине трубы.

Уплотнять грунт вокруг трубы следует, как правило, машиной виброударного действия для стесненных условий. При уплотнении слоев, расположенных ниже горизонтального диаметра трубы, машина должна передвигаться вдоль трубы; слои, находящиеся выше этого уровня, целесообразно уплотнять челночным способом (рис. 17), если труба засыпается до возведения насыпи или в широком прогале. По этим же схемам можно производить уплотнение грунта машиной УМТС-2 и машиной виброударного действия с двумя рабочими органами.

Рисунок 17 – Схема уплотнения грунта виброударной машиной челночным способом

Последовательность отсыпки слоев, их толщина и допустимое приближение к трубе рабочих органов уплотняющих машин приведены на рис. 18 и 19.

В процессе уплотнения грунта катком последний должен перемещаться вдоль трубы по кольцевой схеме. Приближение скатов катка к трубе допускается на расстояние не менее 0,3 м. Грунт у стенок трубы при данной технологии необходимо уплотнять ручными электротрамбовками.

Уплотнение грунта в пазухах многоочковых труб рекомендуется производить механизированными ручными трамбовками с обязательным соблюдением последовательности отсыпки слоев (рис. 20). Толщина слоя в пазухе не должна превышать 0,15 м. Для засыпки пазух грунтом следует использовать универсальные экскаваторы-планировщики типа Э-4010, экскаватор «Беларусь» и драглайны.

Рисунок 18 – Технологическая последовательность и схема послойного уплотнения грунта засыпки труб виброударной машиной для стесненных условий:

1, 2и т.д. - номера слоев в технологическом порядке их отсыпки;1- контур максимального приближения рабочего органа машины к стенке трубы;2- виброударная грунтоуплотняющая машина Рижского РМЗ;3- нулевой слой;внивср- максимальные приближения рабочего органа к стенке трубы на разных уровнях, равные: дляD= 1 мвн= 0,15 м,вср= 0,05 м,вв= 0,4 м;

для D= 1,5 мвн= 0,20 м,вср= 0,05 м,вв= 0,5 м; дляD= 2 мвн= 0,30 м,вср= 0,05 м,вв= 0,7 м;

для D= 3 мвн= 0,40 м,вср= 0,05 м, вв= 1,1 м

Рисунок 19 – Технологическая последовательность и схема послойного

уплотнения грунта засыпки труб пневмокатками

studfiles.net

Мастики для трубопроводов

Структурно мастика для магистральных трубопроводов является смесью специально разработанных добавок, минеральных и различного рода других спецнаполнителей в растворе битума.

Применение

Применяется мастика данной серии, как правило, по прямому предназначению — для создания гидроизоляционного слоя магистральных трубопроводов (нефтепроводы, газопроводы), которые могут быть либо уложены в грунт, либо проходить над поверхностью земли.

Использование

Так как мастика для магистральных трубопроводов является одной из составляющих в многослойной конструкции, стоит учитывать свойства и других используемых материалов. Обычно, мастика для усиления механических свойств наносится в несколько слоев, при этом между слоями укладывается армирующая обертка из стеклохолстовых материалов, поверху — защитная обертка. При нанесении мастики этой марки в условиях низких температур рекомендовано использовать специально разработанные наполнители для увеличения ее характеристик прочности и теплостойкости, а также для уменьшения расхода. В момент укладки гидроизоляционной мастики для магистральных трубопроводов стоит помнить о легковоспламеняющем свойстве материала, по этой причине стоит соблюдать в полной мере все предписанные меры пожарной безопасности, а также выполнять работы в спецодежде и следить за тем, чтобы мастика не попадала в глаза, на кожу и слизистые.

Условия эксплуатации

Единственным ограничением для использования мастики данной серии — температурный режим транспортируемого продукта (максимум +40°C).

www.ict.to

Битумно-мастичные покрытия трубопроводов

Выделяют следующие виды антикоррозионных покрытий трубопроводов трассового нанесения: битумно-мастичные, полимерные ленточные и комбинированные мастично-ленточные типа «Пластобит».

Рассмотрим первый из них - битумно-мастичные покрытия - более подробно.

В течение десятков лет именно битумно-мастичные покрытия были основным типом защитного наружного покрытия трубопроводов в СССР, а потом и в России. Соответственно, можно говорить и о значительном опыте их использования.

К их несомненным преимуществам необходимо отнести небольшую стоимость, несложную технологию нанесения, причем как в заводских, так и в полевых условиях. Кроме того, битумные и битумно-мастичные покрытия хорошо сочетаются со средствами ЭХЗ (электрохимической защиты), поскольку отличаются проницаемость для электрического тока. В соответствии с положениями ГОСТ Р 51164-98 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии» битумно-мастичное покрытие включает в себя слой битумной либо полимерно-битумной грунтовки (как правило, используется раствор битума в бензине), трех (в облегченном варианте – двух) слоев битумной мастики, между которыми размещается слой армирующего материала (обычно стеклохолста или стеклосетки). Наконец, наружный слой - это защитная обертка. Ранее он выполнялся из битумно-каучуковых оберточных материалов - бризола, гидроизола и т.д., либо крафт-бумаги. Сегодня больше распространены полимерные защитные покрытия, толщина которых составляет не менее 0,5 мм. Таким образом, современное изолирующее покрытие включает в себя следующие слои:

  • битумная либо битумно-полимерная грунтовка;
  • битумная либо битумно-полимерная мастика;
  • армирующий материал;
  • второй слой изоляционной битумной (битумно-полимерной) мастики;
  • второй слой армирующего материала;
  • защитная полимерная обертка. Суммарная толщина усиленных битумно-мастичных покрытий - не менее 6,0 мм; толщина защитных покрытий при трассовом нанесения обычного типа - не менее 4,0 мм.

В качестве изоляционных мастик при нанесении битумно-мастичных покрытий используются: мастики битумно-резиновые, мастики битумно-полимерные с добавками полиэтилена либо атактического полипропилена, мастики битумные с добавлением термоэластопластов, мастики типа «Асмол» на основе асфальтовых и асфальтово-смолистых соединений. В последнее время все большее распространение получают битумные мастики нового поколения, имеющего улучшенные свойства.

Среди основных недостатков битумно-мастичных покрытий следует отметить:

  • относительно небольшой диапазон рабочих температур (-10 …+ 40 градусов С);
  • недостаточная ударная прочность, а также нестойкость к продавливанию;
  • повышенное влагонасыщение;
  • низкая биологическая устойчивость.

В соответствии с положениями упомянутого ранее ГОСТ Р 51164-98, использование битумных покрытий не допускается на трубопроводах с диаметров более 820 мм. Кроме перечисленного, можно отметить небольшой срок полезной эксплуатации, который обычно не превышает 10-15 лет.

stk-ppu-format.ru


Смотрите также