Битумно песчаная смесь


Песчаные смеси

5.60.Песчаные смеси следует обрабатывать битумной эмульсией совместно с цементом. Песчаные смеси могут быть составлены из природного песка и минераль­ного порошка или из природного песка и отсевов дробления гранитных или извест­няковых пород. В качестве минеральных порошков можно использовать матери­алы, предусмот­рен­ные ГОСТ 9128-84*.

Слои из смесей, обработанных двумя вяжущими, обладают меньшей жесткостью, большей водо- и морозостойкостью, чем из песчаных смесей, укрепленных одним цементом. Наличие в этом материале битума увеличивает его устойчивость против усадочных и температурных напряжений. По сравнению с битумоминеральными песчаными смесями смеси, обработанные двумя вяжущими, отличаются большей прочностью и модулем упругости.

Введение в смесь цемента позволяет не только получить материал с более высо­кими прочностными показателями, но и в значительной мере ускоряет формирова­ние эмульсионно-минеральных смесей и делает формирование в меньшей степени зависимым от погодных условий.

5.61.Песчаные смеси, полученные способом обработки двумя вяжущими-битумной эмульсией и цементом, рекомендуются для устройства оснований на дорогах II-Vкатегорий и покрытий на дорогахIVкатегории.

5.62.Для устройства оснований пригодны песчаные смеси, содержащие пески любой крупности.

5.63.Для устройства покрытий рекомендуются песчаные смеси, зерновой состав которых соответствует требованиям ГОСТ 9128-84*.

5.64.Эмульсии применяют прямого типа, анионные или катионные классов ЭБА-3, ЭБК-3, приготовляемые из битумов БНД 60/90,БНД 90/130,БНД 130/200. Количество эмульсии зависит от состава смеси, назначения слоя в дорожной одежде и ориентировочно составляет (в пересчете на битум) для оснований 5-6%,для покрытий 6-7%.

5.65.Цемент применяют марки 400,удовлетворяющей требованиям ГОСТ 10178-85.Содержание свободной извести в цементе не ограничивается. Количество цемента зависит от зернового состава смесей и подбирается в соответ­ствии с требованиями пп. 6.7-6.15.

  1. Приготовление смеси производится согласно пп. 5.24-5.26.

  2. Производство работ по устройству конструктивных слоев из песчаных смесей производится в соответствии с пп. 5.53-5.59.

При производстве работ в жаркую сухую погоду свежеуложенный и уплотнен­ный слой смеси, содержащий цемент, необходимо предохранить от быстрого испарения воды, разлив по поверхности битумную эмульсию из расчета 0,8—1л/м2и присыпав песком. Движение по свежеуложенному и уплотненному слою откры­вают сразу, запрещая длительные остановки транспортных средств в течение первых двух суток.

5.68.Покрытие по основанию из песка, укрепленного битумной эмульсией и цементом, устраивают при сухой теплой погоде через 2-3сут, при прохладной -через 5 -7сут.

Устройство дорожных одежд из эмульсионно-минеральных смесей способом смешения на дороге

5.69.Способом смешения на дороге обрабатывают щебеночные, гравийные, щебеночно-гравийные, гравийно-песчаные и песчаные смеси. При этом способе нельзя обеспечить высокую точность дозирования вяжущего и активной добавки, а также равномерность перемешивания материалов, что обусловливает более низ­кое качество работ, чем при приготовлении смесей в установке.

5.70.Способ смешения на дороге применяют для устройства конструктивных слоев дорожных одежд на дорогахIVиVкатегорий. Зерновой состав смесей должен отвечать требованиям пп. 5.17, 5.35, 5.42,5.63.

5.71.Свойства эмульсионно-минеральных смесей должны отвечать требованиям табл. 15или 16.

5.72.Для обработки смесей применяют эмульсии классов ЭБА-3, ЭБК-3. Для обеспечения водоустойчивости щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных смесей в минеральный материал перед обработкой его анионной эмуль­сией вводят 1-2%извести-пушонки. При обработке гравийно-песчаных и песчаных смесей эмульсией совместно с цементом известь не применяют.

5.73.Количество эмульсии (в пересчете на битум) ориентировочно составляет: для щебеночных и гравийных крупнозернистых смесей 3,5-4,5%,среднезернистых4,5-5%,мелкозернистых 4,5-6%;песчаных 5-6%.Количество цемента назначают в соответствии с пп. 6.7-6.15.

5.74.Требуемая влажность минеральных материалов перед смеше­нием с эмуль­сией зависит от температуры воздуха во время производства работ. В сухую ветре­ную погоду при температуре воздуха выше 15°С щебеночные и гравийные матери­алы увлажняют до 5-7%;влажность щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных смесей должна быть выше оптимальной на 1-2%. В прохладную погоду минеральные материалы смешивают с эмульсией при естественной влажности.

5.75.Для перемешивания щебеночных, гравийных, щебеночно-песчаных и гравийно-песчаных смесей используют автогрейдеры; для перемешивания песча­ных -фрезу или автогрейдер.

Длину захватки при строительстве дорожного покрытия способом смешения на дороге с применением эмульсии назначают с учетом производительности смеситель­ных машин, условий доставки эмульсии, погоды. Ранней весной и поздней осенью, когда обеспечена естественная влажность смеси и производится непрерывное снабжение эмульсией, длина захватки может быть до 1,5км.

При ограниченных возможностях доставки эмульсии и в жаркую сухую погоду при необходимости искусственного увлажнения длину захватки сокращают до 400-500 м.

5.76.Минеральный материал вывозят на полотно дороги, вносят, если требуется, гранулометрические добавки, тшательно перемеши­вают, затем добавляют известь, распределяя ее специальными приспособлениями или сельскохозяйственными машинами для внесения удобрений. После этого минеральный материал снова тшательно перемешивают.

5.77.При смешении материалов автогрейдером эмульсию разли­вают автогудро­натором за несколько приемов, тщательно перемешивая смесь после каждого розлива. На участках с продольным уклоном выше 30%во избежание стекания эмульсии уменьшают норму розлива, соответственно увеличивая количество приемов.

5.78.Перемешивание минеральных материалов с эмульсией на захватке должно заканчиваться за один рабочий день. Переувлаж­ненную смесь необходимо оставить в валике для просушивания. В прохладную погоду смесь можно хранить в валике несколько дней.

5.79.Смеси следует уплотнять катками на пневматических шинах, при их отсут­ствии —катками с металлическими вальцами.

5.80.Движение транспортных средств по уплотненному участку открывают сразу, регулируя его по ширине проезжей части и в течение 1-2сут ограничивая скорость 30-40км/ч.

5.31.Работы по устройству конструктивных слоев из материалов, обрабатыва­емых способом смешения на дороге, следует заканчивать за 15-20сут до наступле­ния периода с дневной температурой воздуха менее 10°С и осенних дождей.

5.82.Покрытие или поверхностную обработку разрешается устраивать после формирования эмульсионно-минеральных смесей, т.е. через 3-5сут при теплой сухой погоде и через 7-12-при прохладной.

studfiles.net

Состав асфальтобетонной смеси: пропорции материалов

Дорожный асфальтный бетон

Асфальтобетон — строительный материал, формируемый путем укладки и уплотнения готовой асфальтобетонной смеси. Состав асфальтобетонной смеси — это рационально подобранная группа компонентов, состоящая из щебня различной крупности, дробленого или природного кварцевого песка, дорожного битума, специального минерального порошка, и перемешанная в нагретом состоянии в определенных пропорциях.

Свойства и виды асфальтобетона

Основным вяжущим компонентом асфальтобетонных смесей является битум. Его характеристики оказывают существенное влияние на качество материала.

Чрезмерная вязкость продукта, при низких температурах, может привести к образованию трещин, а недостаточная вязкость, в жаркую погоду, будет способствовать пластическим деформациям покрытия. Подбор состава асфальтобетонной смеси начинается с определения эксплуатационных свойств покрытия и характеристик используемых материалов.

Свойства

В зависимости от типа вяжущих, и условий эксплуатации, дорожные бетоны подразделяются на следующие виды:

  1. Классические асфальтобетонные смеси служат для устройства дорожных одежд автомобильных дорог и различных городских дорожных и тротуарных покрытий;
  2. Полимерасфальтобетонные — это бетоны на основе битума и других классических компонентов с добавлением сополимеров, и пластификаторов. Применяются для оборудования проезжей части промышленных предприятий, устройства дорожных покрытий мостов и аэродромов.
  3. Щебеночно-мастичные смеси. Состав асфальтобетонной смеси ЩМА отличается от представленных видов бетона наличием в структуре раствора стабилизирующей волокнистой добавки (целлюлоза и др.). Применяется для строительства магистралей с высокой пропускной способностью.
Физико-механические характеристики

По виду заполнителей смеси бывают:

  • щебеночные;
  • гравийные;
  • песчаные (без щебня и гравия).

Учитывая температуру укладки и вязкость вяжущих, разделяются на:

  1. Горячие, изготовленные на основе жидких и вязких битумов, с температурой укладки >110°С.
  2. Холодные, приготовленные с применением жидких дорожных битумов, с температурой использования не ниже 5°С.

В зависимости от величины зерен заполнителей различают:

  1. крупнозернистые (до 40 мм);
  2. мелкозернистые (до 20 мм);
  3. песчаные (до 10 мм).

По суммарному объему содержания щебня делятся на следующие категории:

  1. А — 50%—60%;
  2. Б — 40%—50%;
  3. В — 30%—40%.
  4. Г и Д — без щебня (песчаные).

Помимо этих видов, существуют еще высокоплотные горячие асфальтобетонные смеси — это растворы с содержанием щебня или гравия более 50%.

Для асфальтобетонов предусмотрены следующие марки (см. таблицу).

Для технологически верного проектирования структуры асфальтобетонной смеси нужно досконально знать состав асфальтобетона. Кроме того, рецепт асфальтобетонной смеси зависит от экономической составляющей (это цена материалов), а на основании этого — целесообразность использования той или иной марки бетона для конкретного покрытия и для конкретных условий эксплуатации.

Материалы

Проектирование состава асфальтобетона проводят с учетом нормативных требований и физико-химических характеристик следующих материалов:

  • песок;
  • гравий или щебень;
  • минеральный порошок;
  • битум.
Гравий или щебень

Для повышения долговечности асфальтобетонных покрытий, снижения ползучести важно, чтобы вяжущее имело прочное сцепление с зернами заполнителя. Для асфальтобетонных дорожных смесей, в качестве крупных заполнителей, используют щебень, полученный путем измельчения горных пород, крупного гравия или плотных металлургических шлаков.

Наиболее распространенный щебень метаморфических основных и горных карбонатных пород (доломиты, известняки), так как кислые виды плохо схватываются с битумом. Предпочтительней щебень в форме куба и с минимальным содержанием, по массе, зерен лещадной (плоской) фактуры.

По маркам, количество пластинчатых зерен не должно быть больше:

  • А — 15%;
  • Б — 25%;
  • В — 35%.

Также строго ограничивается количество глинистых и пылеватых включений. Их объем в заполнителях не должен превышать 1–2%.

Значения прочности, морозостойкости гравия и щебня

Увеличение объема щебня снижает ползучесть и повышает трещиностойкость покрытий.

С учетом конструктивных особенностей проектируемых покрытий, щебень изготавливается с размерами зерен равными 10–40 мм. Причем, величина зерен для нижних слоев не должна превышать значения коэффициента 0,75 (оптимальная толщина слоя в плотном состоянии), а в верхних — соответственно 0,6.

Оценку пригодности и качества заданного вида крупного заполнителя определяют испытаниями, учитывая при этом, категорию дороги и конструкцию дорожной одежды.

Песок
Песок для дорожного строительства

Для приготовления асфальтобетона применяют природные пески или отсев дробления щебня.

Желательно использовать песок разной зернистости, так как одноразмерные фракции увеличивают пористость асфальтового покрытия. Речной песок использовать не рекомендуется.

Подсказки: отсев дробления щебня способствует повышению внутреннего трения за счет большого содержания в структуре частиц остроугольной формы.

По величине зерен (модуль крупности) различают следующие виды песков:

  • Мк 2,5 — крупнозернистые;
  • Мк 2,0–2,5 — средней зернистости;
  • Мк 1,0–2,0 — мелкозернистые.

Марка по прочности мелких заполнителей не должна быть ниже 1000, а объем глинистых частиц, определяемых способом набухания —

beton-house.com

Технология укладки асфальта на щебеночно-песчаную смесь

Асфальтирование дорог или других участков – важный процесс при благоустройстве территории. Широкое применение асфальта вызвано относительно небольшой стоимостью и простотой укладки. В данной статье будет описана пошаговая технология укладки асфальта на щебеночно-песчаное основание.

Укладка асфальта на даче существенного улучшает внешний вид участка. Наибольшее внимание уделяется подъездным путям и пешеходным дорожкам. Некоторые считают, что устройство асфальта во дворе ничем не отличается от строительства дорог. Однако в частном секторе нет необходимости в дорожном полотне, воспринимающее значительные нагрузки, а на ограниченную территорию нет возможности вызвать спецтехнику. Следовательно, основная часть работ выполняется вручную, что не сказывается на качестве дороги.

Готовый асфальт на щебенке

До начала выполнения работ следует знать предполагаемую нагрузку на будущее дорожное полотно. Это важный параметр, так как от него зависит скорость устройства асфальтированного покрытия. Если у владельца участка имеется грузовой автомобиль – следует подобрать более надежную технологию. В данном случае будет рассмотрено асфальтирование дачного участка под обычную нагрузку от легковых автомобилей, где достаточно нескольких слоев основания.

Материалы для укладки асфальта на щебень

Перечислим основные материалы, которые чаще всего используются при укладке асфальта на щебень:

  1. Горячий асфальт (АС) или асфальтобетон (АБС). Представляет под собой смесь битумных смол, играющие роль связующего элемента, и песка. Рекомендуется использовать в местах, где нет интенсивного движения транспорта. В процессе изготовления температура смеси может достигать 200 градусов. Асфальтобетон отличается большими прочностными параметрами и большей вязкостью. При транспортировке важно, чтобы температура асфальта при укладке не опускалась ниже 130 градусов, иначе он станет непригодным. Главное отличие АБС – наличие в составе щебня и гравия, использование различных добавок и меньшая пористость за счет применения минеральных порошков. Асфальтобетон может насчитывать в составе от 40 до 60 процентов щебня.
  2. Холодный АС или АБС. Главное отличие от горячего типа – наличие в составе растворителей, способствующих разжижению. Могут применяться при температуре окружающей среды до -10 градусов. Качество полотна будет оптимальным, когда работы будут выполняться при температуре от +5 градусов. Для холодного АБС оптимальная температура выполнения работ от 0 градусов.
  3. Жидкий асфальт. Производится из старого покрытия с добавлением битума и растворителей. Применяется для ремонтных работ верхнего слоя дорожного полотна.
  4. Щебень. Это компонент, используемый в процессе приготовления АБС. Перед применением проходит тщательное просеивание. Широко используется для устройства основания под дорожное покрытие. Получается при дроблении твердых пород. Для АБС необходима фракция 5-15 мм, а для основания – 5-100 мм.
  5. Песок – компонент для приготовления АС, АБС и устройства основания. Добывается в специальных песчаных карьерах или в руслах рек. Перед применением должен пройти очистку от примесей и суглинков.
  6. Битум – компонент для обработки основания, приготовления асфальта или асфальтобетона. Способ добычи – из нефти, перегонкой. Выполняет роль связующего элемента.
  7. Присадки – добавки, предназначенные для изменения свойств смеси или вяжущего материала.

Какой минимальный слой необходимо класть?

В зависимости от толщины слоя, необходимо делать уплотнение различными ручными или самоходными механизмами.  Рекомендуемая толщина составляет:

  1. Для частного сектора под подъездные пути – от 5 до 7 сантиметров.
  2. Для дорожек – от 3 до 4 сантиметров.

Слои для асфальтирования на щебеночно песчаной основе

Подготовка основания под укладку асфальта

Структура песчано-щебеночного основания состоит из:

  1. Щебня. Содержится в количестве от 10 до 20 процентов. Могут использоваться фракции 5-20 и 20-40 мм.
  2. Песка.

Процесс устройства основы выглядит следующим образом:

  1. Снимается старое основание.
  2. Подошву грунта уплотняют.
  3. По необходимости происходит обработка почвы, чтобы в данном месте не было растительности. см

Также песчано-щебеночное основание может выполняться из нескольких чистых слоев:

  1. Песок (10-15 см).
  2. Щебень (10-15 см).
  3. Подстилающий.

Технология укладки асфальта на щебень

Укладка асфальта на дачном участке состоит из следующих работ:

  1. Доставка на строительный участок всех материалов.
  2. Подготовка под асфальтирование (включают очистку поверхности и удаление старого покрытия).
  3. Устройство основания. Рекомендуется пропитывать специальными веществами, чтобы в будущем подушка не провалилась в почву.
  4. Устройство подушки. В зависимости от предполагаемой нагрузки на покрытие выбирается определенная фракция.
  5. Пропитка подушки из щебня битумно-эмульсионным составом. Необходимо для улучшения сцепления нижнего слоя с компонентами асфальта.
  6. Устройство бордюров.
  7. Асфальтирование (укладка, выравнивание и уплотнение). Один из самых главных этапов, в процессе которого необходимо уплотнить участок ручным катком (вес более 100 кг) или виброплитой.

Сколько стоит укладка за 1 м2?

Асфальтирование дачного участка будет стоить в зависимости от следующих факторов:

  1. Расположения участка, где необходимо выполнить работу. От этого зависит дальность доставки материалов или техники (при ее наличии).
  2. Метода асфальтирования.
  3. Выполнения работ собственноручно или с привлечением специалистов.
  4. Используемых материалов.
  5. Геологических характеристик участка.
  6. Типа основания.

Асфальтирование дачного участка по СНиП

Условия, которые необходимо соблюдать в процессе асфальтирования, содержатся в:

  1. СНиП 2.05.02-85.
  2. СНиП 3.06.03-85.
  3. Других нормативных документах.

Главными условиями являются:

  1. Осенью устройство покрытия должно выполняться при температуре от +10 градусов, а весной – +5 и более.
  2. Укладка асфальта в дождь запрещена (кроме случаев, где используется специальная технология укладки асфальта в дождь).
  3. Холодный тип асфальта укладывается в любое время года.
Заключение

Как оказалось, асфальтирование дачного участка не требует особых навыков. Главное – соблюдение технологического процесса и наличие всех необходимых материалов. Если данная статья не ответила на все волнующие вопросы, можно воспользоваться дополнительными источниками информации. Например, видео по технологии укладки асфальта на щебеночно песчаную смесь.

 

Марина

Дата публикации:

Май 24, 2017

Рейтинг статьи:

Загрузка...

Понравилась статья?

похожие статьи

ospetstehniki.ru

Сравниваем битумоминеральные смеси.

Previous Entry | Next Entry

prodorogiaiИтак, давайте разбираться...Что же представляют собой битумоминеральные материалы:

Асфальтобетон.

Это смесь минеральных материалов (щебень, песок, гравий) с битумом. Существует много классификаций асфальтобетона, в основном делят на холодные и горячие смеси. Сегодня мы рассмотрим подробнее горячие смеси (обещаю вам подготовить отдельную статью про холодный асфальт!). При работе с горячим асфальтом его температура должна быть не ниже 120 °С. Такие смеси классифицируют по размеру зерна минеральной составляющей  и размеру остаточной пористости.
  • Крупнозернистые смеси (размер зерен до 40 мм) являются одними из самых устойчивых смесей и используются при строительстве крупных магистралей, дорог международного значения, мостов, загруженных участков. Также применяются в качестве нижнего основания при строительстве дорог и при ямочном ремонте на большой толщине.
  • Мелкозернистые смеси (размер зерен до 20 мм) обычно используют для укладки верхнего слоя дорожных покрытий, спусков, мостов. Эти смеси хорошо подходят для устройства тротуаров и ямочного ремонта.
  • Песчаные смеси (размер зерен до 5 мм) отличаются от обычного асфальта. так как основным компонентом является песок и гранитный отсев. Такие смеси применяют при строительстве стоянок, подъездных дорог, обустройстве придомовых территорий. Словом, используют на участках с небольшими нагрузками.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон.Эта смесь характеризуется повышенным содержанием щебня и битума и более жесткой каркасной структурой по сравнению с обычным асфальтом.

                                                                            

В ЩМА основную структуру составляет крупный щебень, а мелкий служит только для образования мастики, заполняющей межкаменное пространство в щебеночном каркасе. Для удержания на поверхности щебня такого количества свободного битума, в особенности на стадии производства работ, необходимо обязательное присутствие стабилизирующих волокнистых добавок в ЩМА.

В чем основные преимущества ЩМА перед обычным асфальтом:

  • Существенно более высокая устойчивость к разрушениям под воздействием транспортного потока и климатических условий.
  • Высокая сдвигоустойчивость, что существенно снижает возможность возникновения сдвиговых дефектов при высоких нагрузках (неровности и колеобразование).
  • Снижение уровня шума от движения транспорта.
Применяется преимущественно на дорогах международного значения, крупных автобанах и в качестве покрытия взлетной площадки аэропортов.

Литая эмульсионно-минеральная смесь.

Это смесь определенных долей минерального заполнителя, эмульгированного битума, воды и добавок, регулирующих сроки распада эмульсии, которую распределяют по тщательно подготовленному дорожному покрытию. Группы таких компонентов смешивают в соответствии с определенной формулой, разработанной в лаборатории. В состав более передовых и специализированных смесей могут входить полимеры или другие материалы. Данная смесь применяется для защиты верхних слоев дорожных одежд и их восстановления.

                                                                          

Такое покрытие применяется для содержания и ремонта федеральных автомагистралей, основных и второстепенных территориальных дорог, текущего ремонта городских улиц, подъездов к жилым массивам и устройства тонкослойных покрытий на внутридворовых территориях. Кроме того, такие смеси применяются при устройстве покрытий проезжей части мостов, взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек в аэропортах, при устройстве парковочных площадок супермаркетов, парковых дорожек в зонах отдыха. Однако свое основное применение эта система нашла при продлении срока службы существующих бетонных и асфальтобетонных покрытий.

Черный щебень.

Это материал, получаемый путем обработки в установке щебня из горных пород битумным вяжущим. Для производства используется специальная установка, которая позволяет использовать битум, дёготь, или их эмульсии. Кроме того, в зависимости от использованного материала устанавливается определённая температура приготовления, которая позволяет получить горячий, тёплый и холодный материалы. Отличается также щебень по фракции и способу эксплуатации.

                                                                              

Различают три типа приготовления черного щебня:

  • горячий: для приготовления горячего щебня используют вязкие битумы и дегти. Температура приготовления такого щебня 120 – 160 градусов, температура укладки 100 – 120.
  • теплый щебень приготовляют при температуре 80 – 120 градусов, укладывают при 60 – 100 градусах.
  • холодный щебень можно приготовить как в специальной установке, так и непосредственно при укладке, на дороге. Для приготовления холодного щебня используются как сами битумы и дегти, так и их эмульсии. При использовании первых необходим подогрев щебня до 100 – 120 градусов (при приготовлении). При использовании же эмульсий подогрев не нужен. Укладка и уплотнение щебня происходит в холодном виде независимо от способа приготовления.
Производство черного щебня происходит, чаще всего, непосредственно на участке строительства, для моментального заложения материала в покрытие. Применяется при проведении дорожно-строительных работ, устройства площадок средних размеров, участков проезжей части, магистралей, мостов.

Битумный шлам.

Это смесь минерального материала с эмульгатором. Минеральную часть шлама составляют природные или искусственные пески разной крупности и минеральный порошок. Битумные шламы приготавливают в смесителях с принудительным перемешиванием смеси, а также в бетоно- и растворомешалках. Этапа работы с таким покрытием следующие:
  • свежеприготовленная смесь тонким слоем распределяется по предва-рительно подготовленному покрытию;
  • по мере распада эмульсии происходит набор прочности слоя и увеличение его сцепления с покрытием;
  • на время формирования слоя из шлама движение на обрабатываемом участке прекращается. Длительность формирования слоя зависит от скорости распада эмульсии и погодно-климатических условий. При сухой теплой погоде движение транспорта можно открывать через 5-7 дней.
Такую смесь используют на дорожных покрытиях для увеличения шероховатости и предохранения от разрушения.
Tags:

prodorogiai.livejournal.com


Смотрите также